Почему «Мне это не нравится» в топе лучших сериалов о подростках и зачем здесь суперсилы
Авторы «Конца ***го мира» и актёры из «Оно» встретились в новом проекте. Получилось здорово.
На Netflix в 2020 году вышел сериал «Мне это не нравится». За его основу взят одноимённый комикс Чарльза Форсмана, а автором экранизации и режиссёром выступил Джонатан Энтвистл. Возможно, их имена знакомы не всем, но именно они придумали известный «Конец ***го мира» — одну из самых эмоциональных историй о подростках-изгоях.
Новый проект во многом продолжает ту же тему. Причём он оказывается ещё более будничным и живым. И это несмотря на необычное заигрывание с фантастическими темами.
Обычная история подростков
В центре сюжета девочка Сидни (её играет София Лиллис, известная всем по первой части «Оно»). Вместе с мамой и младшим братом она переехала в городок в Пенсильвании, но приживается там с трудом. Сидни общается с единственной подругой Диной (начинающая актриса София Брайант) и очень скучает по отцу, который внезапно покончил с собой. Чтобы справляться со стрессом, школьный психолог советует ей начать вести дневник. Вскоре девочка обнаруживает у себя способности к телекинезу.
Ещё в «Конце ***го мира» зрителю позволяли лучше узнать, что происходит в душах главных героев, при помощи закадрового текста: произнесённые вслух слова очень часто не совпадали с их мыслями. В сериале «Мне это не нравится» Энтвистл прибегает точно к такому же приёму, только делает это более обоснованно при помощи дневника Сидни. Правда, она не сразу осмеливается записать там что-то слишком откровенное
Дорогой дневник, а не пошёл бы ты!
Запись в дневнике Сидни
И далее точно так же героиня постоянно комментирует происходящее, подчёркивая разницу между своими желаниями и поведением. И, главное, рассказывая о том, какие проблемы накопились внутри.
Именно это становится основной темой сериала. В плане событий «Мне это не нравится» гораздо проще, чем «Конец ***го мира». Здесь нет погонь и противостояния со взрослыми. Он даже менее нагружен, чем «Половое воспитание» и «Эйфория», поскольку исключает интриги и какие-то сложные взаимоотношения героев.
Это просто история девочки, которая пытается отыскать своё место в мире. Она ревнует к тому, что единственная подруга начала втсречаться с парнем, ругается с матерью, постоянно занятой на работе. И удивительным образом голосом разума в семье оказывается младший брат Сидни — он вообще один из самых обаятельных персонажей сериала.
А потом Сидни встречает ещё одного изгоя — Стэнли (Уайатт Олефф, который тоже играл в «Оно»). Вот только он принял своё положение в обществе и даже им наслаждается. Новый друг учит девочку расслабляться и смотреть на происходящее под неожиданным углом.
— Почему ты общаешься со мной?
— Потому что с остальными скучно.
Сидни и Стэнли
К сожалению, простота сюжета отражается и в совсем несложной постановке. Каких-то приметных операторских приёмов мало. Но картинка всё равно хороша, Netflix в очередной раз не подводит. Да и саундтрек из популярных мелодий отлично попадает в содержание (пару раз персонажам дают забавно потанцевать под ретрохиты).
Но при этом проект совсем не кажется скучным. Во-первых, Энтвистл снова использует любимый формат: весь сезон состоит из семи эпизодов по 20 минут. Многие фильмы на Netflix длятся дольше, чем этот сериал. А во-вторых, в сюжете есть одна фантастическая составляющая. Почти супергеройская.
Будни человека со сверхспособностями
Как уже сказано выше, Сидни обнаруживает в себе способности к телекинезу. Причём она не понимает их природу, да и вообще сомневается, не совпадение ли всё это.
Такой ход добавляет дополнительную интригу и динамику. Но при этом не уводит действие в сторону «Очень странных дел». Можно сказать, что здесь проявление суперсил не отдельная часть сюжета, а всё то же отражение внутренних переживаний. И разумнее сравнить сериал с фильмом «Я сражаюсь с великанами» (кстати, тоже снятым по комиксу), где девочка защищала мир от чудовищ, что отражало её страхи из-за болезни мамы.
Или же, как в «Кэрри» Стивена Кинга, телекинез можно считать аллегорией взросления. Ведь не зря Сидни не может никому объяснить, что отличается от других. Каждый собеседник отвечает, что тоже чувствует себя необычным — типичная проблема подростков.
По сути способность к телекинезу только добавляет Сидни проблем. Она попадает в обычные ситуации: устраивает погром, остаётся в наказание после уроков и прячет следы своих действий в доме. Просто в её случае причина таких поступков вне понимания окружающих. Хотя каждый школьник считает так же.
Но всё не замыкается в серьёзной драме. Попытки разобраться в природе сверхспособностей (на основе научных исследований или просто по комиксам) весьма забавны и напоминают, что герои совсем ещё дети, хоть и стараются казаться старше и круче.
Ненавязчивые отсылки
Взяв такую тему, да ещё и работая в сотрудничестве с продюсером «Очень странных дел» Шоном Леви, авторы сериала не отказали себе в удовольствии разбросать по эпизодам множество приятных намёков на другие известные проекты.
На уже упомянутую «Кэрри» ссылаются прямо с первых кадров (это засунули и во все промоматериалы). Да и сама структура сюжета похожа: зрителю показывают часть развязки, но неизвестно, что именно случится и как к этому подведут.
Конечно, не обходится и без «Очень странных дел». Способности Сидни напоминают силы Одиннадцатой, вот только управлять девочка ими не может, и это иногда выглядит смешно. Ну а главные персонажи заставляют временами думать, что этот сериал — спин-офф первой части ленты «Оно».
Тем более что у героини Софии Лиллис характер очень похож на Беверли Марш. А персонажа Уайатта Олеффа и вовсе зовут Стэнли в обеих историях. И поэтому страшная сцена со спуском в подвал кажется чуть ли не прямым цитированием. Разве что природа ужаса здесь более реалистичная.
Конечно, не обойдётся и без фильма «Клуб завтрак». Наверное, просто невозможно что-то снять про школьников, чтобы его не упомянуть.
Можно перечислить и множество других отсылок, но лучше не лишать зрителя возможности отыскать их самостоятельно. Главное, что они не навязчивы, не выглядят излишним желанием авторов соответствовать моде, а аккуратно вписаны в сюжет и только дополняют атмосферу. Даже если их не замечать, всё равно сериал окажется очень интересным.
Проект «Мне это не нравится» получился хоть и несколько грустным, но очень милым. Обаятельные персонажи не вызывают раздражения, за ними приятно наблюдать. Трогательная история наверняка знакома молодёжи, а людям постарше позволит чуть лучше понять новое поколение. Даже если подростки кажутся совсем другими, будто пришедшими из фантастических фильмов.